Руководитель перформанс-маркетинга в IT-Agency. Мой телеграм канал.

Позднее Ctrl + ↑

Стивен Хайес — Ценности для себя, а не цели для чего-то

Сегодня хочу порекомендовать книжку Стивена Хайеса «Освобожденный разум». Стивен Хайес фактически изобрёл подход в психологии ACT, который уже ориентирован на научные знания. И один из важных этапов этого подхода — умение работать с ценностями и целями.

В чем основная проблема целей?
Цели никогда не приносят удовлетворение и счастье. Так как исполнение цели находится впереди (мы когда-то выполним эту цель!), либо уже позади (мы уже выполнили эту цель!), то мы не можем поймать момент радости. Фактически, мы всегда недовольны.

Мы очень часто ставим цели основанные на давлении общества, социума и делаем какие-то вещи для кого-то. К сожалению, такие цели не дают никакой мотивации, если они не основаны на наших ценностях. Выполнении этих целей будет идти от силы воли (а она конечна), а не от реального нашего желания или интереса.

Ценности, наоборот формируют среду, которая говорит нам, что мы стали ближе к нашим ценностям. И мы получаем удовольствие от самой этой среды, а не от целей, которые могут быть. На основе ценностей мы можем принимать решения ежедневно и ежечасно.

Боль и цель
Самое ужасное, что наши боли и наши цели обычно связаны — это как две стороны медали. Социофоб может иметь желание наконец-то влиться в общество и начать общаться с людьми, но именно социофобия и порождает ту самую боль в общении с людьми. Если бы ему было плевать на ценность общения с людьми, то социофобия для него протекала бы безболезненно.

Так же происходит и с другими ценностями. То от чего нам больно, возможно и есть та ценность, которая нам нужна и реализацию которой мы хотим получить. Потому то нам от неё и больно.

Процесс, а не цели
Самым эффективным подход к реализации ценностей — это повторяемость. То есть делать чаще то, что подтверждает нашу ценность. Формировать привычки, которые позволяют нам принимать чаще решения, которые соответствуют нашим ценностям. Именно это и делает нас удовлетворенными и счастливыми.

То есть фокус надо смещать не с создании целей и их достижения, а с формировании привычек (наших ежедневных ритуалов и процессов).

Почему у нас популярна техника «Помидор»

Если кто-то читал Максима Дорофеева или Барбару Оакли, то знают о такой технике, как «Помидор». Её часто рекомендуют применять, если вы страдаете от прокрастинации (на самом деле, против прокрастинации, достаточно позволить себе поработать хотя бы 5 минут). Но у нас в компании часто используется такая техника, если человеку тяжело соблюдать режим отдыха.

Суть техники:
— Ставим таймер на 25 минут (я сам использую 25).
— Все эти 25 минут работаем над задачкой, которую выбрали. Если во время Помидорки закончили задачку, то идём на отдых 5 минут, а потом начинаем новую задачку с новой Помидоркой.
— По окончании таймера идём 5 минут отдыхать, идеально если можно выйти на улицу. Иначе хотя бы пройтись, потянуться и т. п.
— После окончания отдыха, включаем следующую Помидорку.

Почему эта техника работает.

  1. Она позволяет почувствовать состояние потока, когда ты полностью погружен в задачу... и вот опять Помидорка закончилась.
  2. Мы не забываем отдыхать. И отдыхать действенно, а не шляться по соцсетям. Устаешь по окончании дня меньше.
  3. День разбивается на отрезки. И благодаря отдыху, ты работает более сконцентрировано и успеваешь сделать больше, чем обычно.

Лично я не всегда использую эту технику. Обычно её включаю, когда у меня тяжелая монотонная работа или нужно подготовить большой текст. Именно в такие моменты, эта техника помогает не сойти с ума.

Пример распорядка дня с Помидорками
У нас рабочий день разбит на саму работу + обучение. На саму работу мы тратим 6 часов, и около 2 часов на обучение. Если посчитать в помидорках, то получится так:

Работа → 11-12 помидорок → В часах: 6 часов.
Учёба → 3-4 помидорки → В часах: 2 часа.

Помидорка: 25 минут работа + 5 минут отдых.

Если тяжело идёт рабочий день, можно попробовать вносить в жизнь эту технику.

Как найти Product Market Fit

Product Market Fit — это способность продукта быть востребованным у пользователей. То есть зачем людям использовать этот продукт.

Составляющие PMF:
— Вы знаете, кому нужен ваш продукт (Клиент).
— Вы решаете конкретную проблему клиента (Проблема).
— Клиент готов платить за это решение (Решение).

Как найти Product Market Fit

  1. Говорите с пользователями и слушайте их проблемы и полностью игнорируйте их предложения.
  2. Сделайте корявый прототип и протестируйте его на пользователях.
  3. Если видите на прототипе хорошую реакцию — делайте MVP и тестируйте его.
  4. Если MVP не работает переходим к шагу 1.

Согласно Давиду Русенко, нужно быть готовым повторить эту цепочку шагов 27 раз. Чем больше интервью с пользователями, тем лучше (Давид рекомендует 5-10 интервью, Ваня Замесин — 40, Илья Красинский — 100).

Фокусируйте команду на одной вещи в каждый момент времени. Постоянно ищите знания и избавляйтесь от слепых зон в вашем продукте.

Если попали в Product Market Fit, то все метрики начинают зашкаливать. К вам постоянно приходят все больше и больше клиентов.

Ранее Ctrl + ↓